Хабаровский чемпион Паралимпийских игр - о помощи детям-инвалидам

14 Октября 2016
Хабаровский чемпион Паралимпийских игр - о помощи детям-инвалидам

Как реально помочь детям, больным ДЦП, и когда среда, в которой живут люди - инвалиды станет для них действительно доступной? На этот и другие вопросы отвечает Алексей Капура, хабаровский пловец – паралимпиец, многократный серебряный призёр летних Паралимпийских игр.

Держать в тонусе

- Алексей Анатольевич, каким образом можно в Хабаровске реабилитировать детей с детским церебральным параличом?

- Родители всегда столько сил моральных и физических тратят, чтобы реабилитировать своего ребёнка, что мне их до слёз жалко. Появляются горе-целители, которые обещают родителям вылечить ребёнка с ДЦП. Вот сейчас в нашем городе завелась подобная «целительница» с лицензией, которая за определённую плату водит руками, и утверждает, что избавляет от ДЦП. Причём одновременно с этим запрещает детям получать другие процедуры: массажи и медикаменты.

И люди, образованные и здравомыслящие, побежали к ней, даже не задумываясь: как вождение руками может помочь? Вы сами верите в этот бред? Ведь от ДЦП невозможно вылечить! Но человека можно социализировать и физически подготовить, чтобы он мог нормально существовать со своим физическим недугом в нашем обществе. В комплексе со всем другим, к примеру, помогает реабилитировать ребёнка иппотерапия (лечебная верховая езда – прим. авт.), чем и занимается наша организация. 

- Что же делать родителям?

- Ребёнка надо социализировать, чтобы быть уверенным в том, что, став взрослым, он будет достойно жить без родителей. В Хабаровском крае масса примеров, когда ребята даже с тяжёлыми видами ДЦП после занятий спортом свободно ходят и говорят. Могут себя обслуживать, стирать, готовить пищу, работать.

Тот же Женя Лакиза - мастер спорта международного класса по плаванию, многократный чемпион России, победитель и призёр международных состязаний, участник Паралимпийских игр. Его мама на саночках возила, потому, что он не ходил. Но в процессе занятий в зале и бассейне мальчик социализировался, закончил институт и теперь - самостоятельный мужик. Было дело, что его чуть с инвалидности не сняли, когда он пришёл менять её с детской на взрослую. Женя разделся по пояс и, напрягшись, вышел к врачам. Доктора сразу и не поняли, что у него ДЦП.

Особенность людей с этим заболеванием такова, что они не могут управлять своими мышечными движениями, как здоровые люди, но они это начинают делать за счёт тренировки мышечного корсета. То есть не так, как обычно, на бессознательном уровне - захотел взять ручку со стола и взял, не задумываясь. А сознательно напряг свои мышцы, если они в тонусе, и лишь тогда взял ручку со стола. Но для того, чтобы мышцы были всё время в тонусе, люди с ДЦП должны до конца своей жизни занятиями спортом в определённых дозах и под контролем специалистов, и это нормально. Ведь, как правило, внутренне они очень здоровые, если органы не попорчены таблетками в раннем детстве.

Конечно, степень поражения заболеванием у всех разная, и научиться ходить смогут не все, но совершать манипуляции руками, пальцами за счёт тренировки мышц человек может научиться. Шанс повышается после комплекса упражнений на тренажёрах и выполнения рекомендаций невропатологов. 

Равные возможности

- Насколько доступны для инвалидов спорт и социализация?

- Процесс идёт медленно в силу объективных особенностей нашей страны. За последние 25 лет мы прошли путь, который Америка совершила за 10. Доступная среда формируется, вектор задан правильный, но его реализация тормозится. Законодательная база к созданию инфраструктуры для инвалидов у нас готова. Тормозит большой бюрократический аппарат и механизмы исполнения законов на региональном уровне.

По закону, во вновь строящихся и реконструируемых зданиях должны быть пандусы и подъёмники для тяжелобольных людей и инвалидов-колясочников. Но нигде не сказано, что в той же «хрущёвке» или «брежневке» обязаны их устанавливать. Зачастую не во всех домах технически возможно это сделать или нет желания у домкома. К сожалению, срабатывает человеческий фактор, часто, пока руководителя лично или его близких, не коснётся проблема передвижения, он палец о палец не стукнет.

Я ещё в 90-х годах говорил: надо менять отношение здоровых людей к инвалидам, но начинать надо не со взрослых, а с детей в школах. Предлагал реальные шаги на примере американской методики. У американцев есть межшкольные центры, куда в определённые дни приезжают дети из разных школ. Здоровых ребят там учат пользоваться компьютерами и телефонами для глухонемых, ходить с тростью для слепых, ездить на инвалидной коляске.

- Зачем это нужно здоровым детям?

- Я тоже задал этот вопрос, когда был в одной из таких школ. Мне надели повязку и дали в руки трость. Пройдя определённый маршрут с закрытыми глазами, я понял, что чувствует человек, лишённый зрения. Побывав в шкуре слепого, сразу меняешь отношение к незрячим. Ты после этого никогда не сможешь пройти мимо него на улице, и не помочь.

А зная, чего стоит колясочнику перебраться через бордюр или съехать с пандуса под острым наклоном, будешь точно представлять, какой конфигурации и где его надо строить, и как налаживать безбарьерную среду.

Это не так дорого. Нужно минимум оборудования и несколько преподавателей. В голове у школьников отложится, и они начнут принимать инвалидов за равных людей. Не будет дикостью - человек без руки или ноги и презрения к человеку в коляске.

Пока чиновники думают над разными программами, каждый из нас может начать строить «доступную среду» в своём окружении. Объяснять своим детям и показывать собственным примером, что люди с физическими недугами не лучше и не хуже – они менее защищены, им тяжелее даются такие лёгкие для здорового человека вещи как выход на прогулку, общение с другими людьми. А значит, они нуждаются в дополнительном внимании и заботе. Только так наше общество дозреет до нормального, человеческого отношения к инвалидам.

Справка

Алексей Капура, родился 21 апреля 1958 года в Хабаровске.

Трёхкратный призёр Паралимпийских игр, чемпион Европы, рекордсмен мира, Заслуженный мастер спорта России по плаванию среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, Заслуженный тренер России. Глава общественной организации по реабилитации детей-инвалидов.

Источник