"Ѕез рук дл€ нас нет мира": как увидеть красоту на ощупь

"Ѕез рук дл€ нас нет мира": как увидеть красоту на ощупь
17 ќкт€бр€ 2016

≈жегодно инвалидность по†зрению получают дес€тки тыс€ч росси€н. Ќезр€чих и†слабовид€щих в†–оссии – более двухсот тыс€ч человек. ¬сем нужен контакт с†окружающим миром Ц об†этом напоминает ћеждународный день белой трости.†

ќбщее целое

∆енщина с†фиолетовыми волосами пишет стихи и†картины, играет в†театре, работает психологом и†быстро переписываетс€ со†мной по†фейсбуку. »рина ѕоволоцка€ Ц слепоглуха€ художница, писательница и†актриса. ќбщатьс€ в†социальной сети ей позвол€ет смартфон с†брайлевским дисплеем. –азговор об†искусстве она начинает так:

"¬оспринимать визуально скульптуру не†совсем правильно. —кульптуру надо†трогать.  огда касаешьс€ скульптуры Ц входишь в†ощущение контакта с†тем образом, который она несет".

¬ этом году »рина вместе с†австралийской художницей ‘айен д’Ёвиорганизовала перфоманс в†музее ¬адима —идура. ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны советский скульптор был т€жело ранен, его родной город был разрушен, сам он получил инвалидность и†позже перенес инсульт. ¬озможно, отсюда по€вилось то, что впоследствии сам ¬адим —идур назвал "гроб-артом": экспрессивные работы из†отходов цивилизации, напоминающие о†хрупкости человеческой природы. “емы травмы и†неотвратимости смерти не†признавались советскими власт€ми, но†прославили его им€.

"¬ процессе контакта € понимаю, что ¬адим —идур вложил в†свои произведени€. Ёнергетически это очень сильные работы: они несут уникальное ощущение альтернативного воспри€ти€ мира. Ѕольше всего мне нравитс€ скульптура "ќбщее целое" Ц она символ и†моей жизни, состо€щей из†разных этапов и†ситуаций", Ц говорит »рина.

ћир зр€чих††

"ќбщее целое" Ц название проекта, который провод€т "ћанеж" и†фонд V-A-C. Ёто не†просто выставка современного искусства в†музее ¬адима —идура Ц это научное исследование инвалидности, рассказывает куратор проекта и†директор музе€ ¬адима —идура ярослав јлешин:

"ћы живем в†мире зр€чих людей, наша культура основана на†визуальных образах. Ѕольша€ их часть создана без†огл€дки на†то, что есть люди, д눆которых это труднодоступно. ћы не†имеем права забывать о†них".

¬оспри€тие людей с†ограничени€ми по†здоровью может помочь обогатить всю палитру понимани€ визуальной формы, котора€ недоступна среднестатистическому человеку, говорит куратор проекта от†фонда V-A-C јнна »льченко.

»рина считает, что мы действительно недооцениваем возможность ос€зательного познани€ мира:

"–уками можно узнать сокрытое, у†рук есть ощущение материала. ћатериал д눆скульптуры обычно не†выбираетс€ случайно. Ќапример, если бы кака€-то из†работ —идура была в†мраморе, у†мен€ был бы диссонанс, потому что эти скульптуры не†дл€ мрамора. ≈го чаще используют д눆фундаментальных работ в†традиционных жанрах. ƒерево более живое. ¬ работах из†дерева часто ощущаютс€ остаточные энергии того, кто с†материалом работал. ƒерево больше подходит к "теплым" работам, св€занным с†темами близости или†мистики".

–ельефную панораму незр€чий не†сможет окинуть беглым взгл€дом. Ќо в†музее всегда находитс€ экскурсовод-тифлосурдопереводчик, а†сами скульптуры можно потрогать. ѕоэтому символический €зык, который использует модернистское и†современное концептуальное искусство, незр€чие считывают бегло:

"ёрий јльберт напечатал 5 описаний картин —езанна из†эссе –ильке† брайлевским шрифтом и†повесил как†картины. ћы обсуждали инсталл€ции с†группой из†творческого объединен舆 –”√. ¬ отличие от†зр€чих посетителей, д눆них это не†было концептуальным жестом. » здесь возникает ситуаци€ разрыва, фатального непонимани€, которую изобразил художник. Ќезр€чие посетители прекрасно увидели смыслы".

»нвалиды† не "особые" люди. Ќезр€чему человеку действительно недоступна визуальна€ культура, но†он может распознать идеи и†образы и†поделитьс€ впечатлени€ми, считает ярослав јлешин:

"ѕроизведение Ц это не†предмет, а†отношени€ между людьми. Ќаш проект Ц о†живой св€зи между людьми, котора€ должна стать аналогом механической доступной среды. ћетафорически говор€, важнее не†построить пандус, а†прот€нуть руку".

¬ыйти из†гетто

—осто€ние изол€ции, в†котором оказываетс€ слепоглухой, »рина называет "гетто". Ёто напр€мую св€зано с†отсутствием в†–оссии доступной среды: часто люд€м с†ограничени€ми по†здоровью сложно не†только выйти из†дома, но†и просто вести быт в†собственной квартире. «ачастую только тифлосурдопереводчик может помочь не†замкнутьс€ в†собственной темноте. Ќо эта професси€ крайне не†попул€рна в†нашей стране. ќднако главной причиной вынужденного отшельничества лишенного зрени€ или†слуха человека €вл€етс€ страх, уверена »рина:

"«р€чеслышащие бо€тс€, потому что не†представл€ют, как†говорить. ј слепоглухие бо€тс€, что их оскорб€т, обид€т".

Ўагом навстречу может стать элементарный дактильный алфавит. Ёто 33 буквы русского €зыка, которые складываютс€ пальцами и†запоминаютс€ за†20 минут: "“огда и†слепоглухие перестанут бо€тьс€: они поймут, что зр€чеслышащие не†враги, и†готовы идти на†контакт. ƒа, пон€ть мир слепоглухих†— с†одной стороны, нереально. Ќо с†другой†Ч разве мир вообще другого человека можно пон€ть полностью?".

ѕон€ть, каково это не†видеть или†не слышать, несложно, в†свою очередь уверен† ярослав јлешин:

" огда оказываешьс€ один на†один с†человеком, видишь, с†какими затруднени€ми он сталкиваетс€, потому что сталкиваешьс€ с†ними сам. Ќевозможность коммуникации Ц это в†первую очередь наша проблема. “олько тогда, когда мы сможем наладить этот контакт, мы сможем назвать себ€ полноценными личност€ми".

—пектакль, в†котором »рина задействована как†актриса, называетс€ "ѕрикасаемые". ¬ нем задействованы как†зр€чеслышащие, так и†слепоглухие актеры. ѕо† словам »рины, после спектакл€ люди часто благодар€т за†осмысление утраченного:

"«р€чеслышащие всегда куда-то бегут. Ѕлагодар€ общению с†нами зр€чеслышащие могут научитьс€ говорить коротко и†просто. ј еще Ц больше замечать происход€щее вокруг. «апахи, настроени€, другие "раздражители" Ц и†красоту общени€. ¬едь мы Ц прикасаемые. ѕока не†дадут руку†Ч мира д눆нас не существует.

»сточник

 оротка€ ссылка на новость: http://rezeptsport.ru:80/~DxG3J

‘отоальбомы