«Под водой коляска не нужна»

23 Мая 2016
«Под водой коляска не нужна»

Евгений Бурмистров из Северска Томской области создал для людей с ограниченными возможностями здоровья проект «Мир без границ». Он рассказывает, как путешествовать по России и выезжать за рубеж, имея серьезную травму. Все рекомендации проверены на личном опыте: путешественник и мотоциклист Евгений с 2006 года передвигается в инвалидной коляске. Сейчас автор идеи собирает деньги через краудфандинговую платформу. Он пообщался с корреспондентом о будущем «Мира без границ» и проблемах маломобильных людей.

— Почему проект называется «Мир без границ»?

— Его суть заключается в том, чтобы показать людям в инвалидной коляске, что мир гораздо больше, чем они считают. Хочется дать понять, что и с травмой можно жить, как прежде, и путешествовать. В проекте я расскажу, как людям приехать в другую страну, как вести себя там, чем заняться, а также многое другое.

Я хочу создать большой информационный ресурс, на котором будет собран опыт путешествий и вообще жизни — не только мой, но и других людей. Их навыки, наблюдения, что-то интересное для людей с ограниченными возможностями здоровья, чего нет нигде больше.

Название такое я выбрал еще и потому, что заниматься мы можем всем чем угодно, главное — правильный подход и вера в себя.

— Проект этот для людей, которые с детства имеют проблемы со здоровьем или получили травмы в зрелом возрасте?

— Он подойдет любому человеку. Вообще, те, кто был инвалидом с детства, более адаптированы к окружающему миру, чем те, кто стал колясочником во взрослой жизни или подростком. Привыкнуть к этому намного сложнее и в психологическом плане.

Проект также рассчитан на всех инвалидов, а не только людей в коляске. Это поможет и людям с ампутированными конечностями, которые передвигаются с помощью протезов.

Даже здоровые люди смогут найти для себя что-то полезное. Все проблемы можно и нужно преодолевать. Проект покажет, как это делается.

— Как вы к этому пришли?

— Я путешествовать люблю и стараюсь это делать регулярно. Понятно, что самостоятельная поездка за границу для инвалида-колясочника связана с массой проблем. Мешают даже собственные страхи.

Сейчас я отправляюсь в Африку и на себе испытаю все трудности, которые могут возникнуть на моем пути. Потом все будет систематизировано в некое подобие справочника. В этом мне помогает Дмитрий Князев, мы составляем программу вместе. Он создатель проекта OpenWaterChallenge, в рамках которого обучает людей парадайвингу.

— Поэтому вы включили в «Мир без границ» занятия дайвингом?

— В маршрут вообще неспроста включено подводное плавание. Я случайно попробовал и понял, что для человека в коляске это очень хорошее увлечение, ведь в воде можно обходиться и без нее. Обычным людям нужно пять занятий дайвингом, чтобы получить базовые знания. Инвалидам требуется чуть больше.

Мало того, что под водой чувствуешь свободу, так это еще и хорошая реабилитация. У колясочников есть еще одна проблема, особенно у тех, кто живет с травмой позвоночника: болезни легких и частые пневмонии. Оказалось, что дайвинг хорошо влияет не только на организм в целом, но и на работу легочной системы.

У нас в стране опыта в этом направлении нет, и людям черпать знания попросту неоткуда. Есть, конечно, какие-то зарубежные источники, но их еще надо найти, а затем и перевести на родной язык, что не по силам многим инвалидам. Поэтому и существует потребность в программах, благодаря которым колясочники смогут плавать под водой. В рамках проекта я хочу составить подобную инструкцию. Уже сейчас многие мне пишут, спрашивают, где и как обучиться.

— Вы и до этого увлекались путешествиями?

— Да, это, наверное, из-за склада характера. Я и до травмы путешествовать любил, но в основном катался по России. А после уже захотел побывать за границей. Дважды летал в Таиланд. Первый раз — по путевке, второй раз — самостоятельно. Когда путешествуешь через агентства, то ни страну, ни людей не видишь. А когда ты совершенно один, то смотришь на все иначе. Кому-то кажется, что это экстремально, но ничего опасного я в самостоятельных поездках не вижу.

— В чем для вас были основные отличия?

— Путевка все ограничивает. Все время находишься в гостинице. Когда поехал сам, то побывал в трех намеченных мною точках: Гонконг, Чиангмай и Паттайя.

Гонконг для колясочника прекрасен. Там нет вообще никаких препятствий. Попасть можно куда угодно — хоть в метро, хоть на паром или какой-то другой речной транспорт. Я поднимался на какой-то пик с помощью фуникулера, который был построен в 20–30-х годах, но он уже тогда был приспособлен для колясочников. Единственная проблема — двухэтажные трамваи, оставшиеся с тех времен, когда город относился к английской колонии. Городская инфраструктура, надземные переходы приспособлены для инвалидов, так как там, в отличие от того же Томска и Северска, работают лифты.

Не было проблем и с общением. Люди там крайне отзывчивые. Стоило на минуту остановиться, чтобы свериться с картой, как тут же кто-то подходил и спрашивал, не надо ли чем-то помочь. В России такого, к сожалению, нет.

— У вас были другие одиночные путешествия?

— Да, после этого я ездил на автомобиле по Алтаю. Горных подъемов не было, так как на коляске это делать довольно сложно. Слышал, что есть люди, которые поднимаются в горы, будучи инвалидами, но сам пока не решился. Возможно, что в будущем попробую свои силы. У меня в Горном Алтае что-то типа автомобильного турне получилось.

Для меня эта поездка была важна психологически. До этого я ездил там же на мотоцикле, и хотелось повторить поездку, совершенную почти десять лет назад.

— Насколько я знаю, вы были одним из тех людей, кто нес олимпийский факел. Как вы там оказались?

— Да было дело, приглашали. Я стал заниматься спортом, есть какие-то достижения, награды и благодаря этому стал факелоносцем. До инвалидности просто старался поддерживать себя в форме, а в последние годы активно начал заниматься настольным теннисом. Все медали получил уже после травмы.

— Скажите, в России туризм для инвалидов хоть как-то развит?

— Нет. Я знаю, что сейчас работают над маршрутами по Золотому кольцу. Тур уже доступен для малоподвижных людей, но все, что за Уралом, для инвалидов недосягаемо. Подвижки, я думаю, будут. Как ни странно, но большое значение имеет менталитет. Должно смениться поколение, чтобы отношение к инвалидам изменилось. Их не привыкли видеть на улице. Иногда я прошу людей, в основном мужчин, помочь мне вынести инвалидную коляску из автомобиля, но они тотчас же убегают, говоря, что им некогда. Причем молодежь более открыта, а для людей старшего возраста помощь инвалиду — это проблема.

После того как в 2006 году я разбился на мотоцикле, долгое время ничего не планировал и не делал. Я бы не хотел вдаваться в подробности, но травма разделила жизнь на «до» и «после» во всех сферах. Я занимался бизнесом, но это пришлось оставить. Какое-то время работал дистанционно, сейчас стал заниматься социальной деятельностью.

Опыт колясочника большой, и им надо делиться. Вспоминаю первое время после травмы — я был будто в вакууме. Как жить, что делать, чем заниматься — никакой информации не было.

— А поддержка от социальных служб была?

— Первое время, в самый сложный период, поддержки и помощи никакой не было. Звонки тоже ничего не давали. Да, пожалуйста, зовут в шашки поиграть в клубе инвалидов. Структура так построена. После травмы за границей человека начинают курировать, контролировать каждое его действие. У нас же все остаются в одиночестве и растерянности, а чтобы добиться чего-то, надо пройти все круги ада.

Источник