∆изнь с преп€тстви€ми

∆изнь с преп€тстви€ми
3 ƒекабр€ 2018

ѕам€тна€ дата ќќЌ, установленна€ резолюцией √енеральной јссамблеи ќќЌ от 14 окт€бр€ 1992 года. ≈го цель Ч продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимани€ широкой общественности к проблемам инвалидов.

—егодн€ в мире более 1 миллиарда человек имеют ту или иную форму инвалидности, из них свыше 100 миллионов Ч дети.

ѕо данным ѕенсионного фонда –оссии, в нашей стране свыше 12 миллионов людей с ограниченными возможност€ми, каждый 12-й росси€нин признан инвалидом.

3 декабр€ мир отмечает ћеждународный день инвалидов. Ёто день, когда мы можем привлечь внимание общества к вопросам социальной интеграции людей с ограниченными возможност€ми здоровь€, обсудить проблемы их профессиональной реализации и доступность социальных и культурных благ. я имею право говорить на эту тему не только как ученый и аналитик социокультурной сферы, но и как человек, который в течение 40 лет входит в группу тех, кого называют Ђлюди с ограниченными возможност€ми здоровь€ї.

  сожалению, пока российское общество не рассматривает инвалида в качестве Ђсубъекта социальной активностиї. Ќа уровне государства ставитс€ задача интеграции, но она сводитс€ к очень ограниченному набору функций самообслуживани€ и первичной социализации. ј говор€ о безбарьерной среде, людей с ограниченными возможност€ми здоровь€ воспринимают только в качестве потребителей, игнориру€ их социальные роли.

ћногие чиновники, управленцы, педагоги, библиотекари не принимают во внимание, что ограниченные возможности передвижени€, пониженный слух, нарушени€ сердечно-сосудистой или эндокринной системы не €вл€ютс€ показателем низкого интеллектуального уровн€, неспособности к созданию нового знани€, неготовности воспринимать сложные по форме и замыслу произведени€ искусства. ќбразовательные, информационные и культурные потребности и способности этих групп ничем не отличаютс€ от потребностей любых других людей. «адача лишь в том, что нужно добратьс€, подн€тьс€, иметь специально оборудованное место дл€ работы, учебы, досуга Ч то, что мы называем сегодн€ доступной средой. ј профессиональный, даже мастерски сделанный доступный контент нужен только дл€ тех, у кого наблюдаютс€ нарушени€ интеллекта.

— одной стороны страна создает дл€ инвалида возможности и гарантии дл€ получени€ образовани€, трудоустройства, о которых ранее мы не могли даже мечтать. Ќо, с другой стороны, можно испытать эмоциональный шок от слов сотрудников организаций социального, образовательного или культурного учреждени€: Ђ” нас всЄ в соответствии с нормативами, и ваши капризы нас не интересуютї. ѕатернализм в отношении инвалидов деформирует представлени€ о доступности современного мира. ѕочему мы лишены права определ€ть, как нам удобно и что нам интересно?

ћногие до сих пор не понимают, что мы, инвалиды, Ч разные. Ќапример, при акценте на Ђравных возможност€хї обучающихс€ в школах и вузах забываютс€ интересы педагогов, имеющих ограниченные возможности здоровь€. ќни обладают недоступной дл€ других способностью к психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов и к воспитанию здоровых детей, которые завтра будут создавать доступный мир дл€ своих ровесников с проблемами слуха, зрени€, передвижени€.

—овременное общество заслуженно поддерживает многодетную мать или женщину, отдающих себ€ воспитанию ребенка-инвалида. Ќо будто не замечает матери, котора€, преодолева€ свой природный недуг или последстви€ жизненных трагедий (автомобильных и техногенных аварий, террористических актов), раст€т прекрасных реб€т. “ех, кто, называ€ вещи своими именами, в будущем разделит с государством заботу о матери-инвалиде. »м нужна особа€ поддержка. » решать этот вопрос нужно на законодательном уровне.

ƒети дл€ общени€ со сверстниками выбирают не игры во дворе, а социальные сети, и образование уже частично становитс€ виртуальным. –ебенок-инвалид в этом ничем не отличаетс€ от других, он также интегрирован в эту же среду. Ќо крайне редко поднимаетс€ вопрос о том, как высоко может подн€ть инвалида Ђсоциальный лифтї и на какие Ђэтажиї нам приходитс€ карабкатьс€, лома€ стереотипы о доступности мира дл€ инвалидов.

ќстаетс€ очень много нерешенных вопросов. ћожет ли ребенок, наход€щийс€ на домашнем обучении, заниматьс€ музыкой, изобразительным искусством, шахматами не в Ђсерой зонеї, а в официальной системе дополнительного образовани€? ћожет ли ребенок-инвалид, подающий надежды в математике, физике, биологии, прин€ть участие в ¬сероссийских олимпиадах на разных уровн€х? ћожет ли, инвалид-кол€сочник стать кандидатом или доктором наук? “еоретически и законодательно Ч безусловно, да, но на практике есть непреодолимые барьеры: трудности посещени€ научных форумов, доступность крупнейших библиотек страны дл€ работы инвалидов или просто слова, услышанные мною 10 лет назад в ƒень инвалидов от представителей научной элиты: Ђј вам-то зачем это нужно?ї

Ќесколько лет назад темой ƒн€ инвалидов дл€ всего мира стал слоган: ЂЌичего о нас без насї. ƒавайте слушать тех, дл€ кого мы создаем возможности. Ёто необходимо дл€ того, чтобы эти возможности совпадали с их потребност€ми, мечтами и желани€ми!

јвтор Ч заведующа€ кафедрой библиотековедени€ ћосковского государственного института культуры, доктор педагогических наук

*ћнение автора может не совпадать с позицией редакции




»сточник

 оротка€ ссылка на новость: http://rezeptsport.ru:80/~blB2U

‘отоальбомы