Спортсмен с тяжелым диагнозом покорил горы и паралимпийские трассы
Точка опоры
Смотреть, как Кирилл Финкельман мчится на доске по крутому заснеженному склону - это что-то. Одна рука плотно прижата к туловищу, вторая отведена в сторону, пружинистый корпус "ловит воздух" и держит баланс.
- Ну, едет же! Он сам, интуитивно, нашел свою точку опоры, - восклицает Евгений Финкельман, отец паралимпийца.
У больных ДЦП отсутствует нормальная координация. Им сложно ходить, зачастую мучительно трудно совершать элементарные движения. Руки, ноги, голова - не подчиняются воле человека, ну или почти не подчиняются.
Кириллу повезло дважды. Во-первых, с родителями, во-вторых, с характером. А он у парня крепче стали.
Задолго до школы он с мамой из картонок вырезал буквы, потом складывал слоги и такие труднопроизносимые слова. Кириллу было лет пять, когда вечерами с отцом стал ходить в "кругосветные путешествия". У них это означало дойти до ближайшей речки или сопки. Мальчишка переносил путь стоически, преодолевая каждый метр.
Вопреки диагнозу и вердиктам врачей он научился кататься на трехколесном велосипеде, с которого его однажды столкнули жестокие сверстники. Упал, ударился головой, а выйдя из больницы, пересел на двухколесный.
Как-то отец с сыном приехали в Японию, надеясь пройти углубленное медицинское обследование. Но на все процедуры не хватило денег. Ожидая отправления теплохода, Кирилл выдавал почти цирковые "па" на велосипеде. Ошалевшие от такого недетского мужества японцы надарили мальчишке с десяток великов.
Допустить ребенка-инвалида на соревнования по велоспорту организаторов уговорил отец Кирилла. Малец тогда сумел одолеть один круг и совершенно неожиданно для себя получил первый в жизни приз - будильник, а еще аплодисменты участников и судей.
С той поры мальчишка "заболел" велосипедом, вместе с отцом участвовал в нескольких велопробегах по острову. Чего стоит одна поездка из Охи в Южно-Сахалинск. 960 километров труднейшего пути за семь дней.
- Было очень тяжело, болело все тело. Но я это преодолел... - улыбаясь, вспоминает Кирилл.
Догиня-берегиня
Дети - народ жестокий. Кирилл Финкельман часто становился объектом подлых насмешек, доставались ему и тумаки от сверстников.
- Все у нас было! Слезы и полное нежелание ходить в школу. Мы всегда старались укрепить его дух, - вспоминает Валентина Николаевна, мама Кирилла.
Самым преданным другом его детства была большая и сильная собака - дог. Если она была рядом - никто не смел мальчишку тронуть пальцем.
Однажды Кирилл попросил мужа старшей сестры научить его кататься на сноуборде.
- Бери и катись, - по-простецки ответил ему зять.
На первых спусках Кирилл летел кувырком, падал, едва начиная движение.
- Я каким-то чудом нашел равновесие и к концу первого сезона уже свободно катался, - вспоминает спортсмен.
Он упорно карабкался в гору, сбивая колени, локти, кусая до крови губы, ради нескольких минут, когда ветер свистит в ушах.
Кирилл стал своим человеком в областной федерации экстремальных видов спорта. Спортсмены уезжали в труднодоступные горные районы Сахалина. Порой приходилось несколько дней на снегоступах подниматься на вершину, спать в палатке и питаться всухомятку - и все ради одного спуска. Но какого!
- Ощущение адреналина в крови - это чувство словами не передать, ради него стоит карабкаться в любую гору, - признается Кирилл Финкельман.
А потом были тренировки на склонах Эльбруса. Поездку на Кавказ оплатили областные власти.
- После тех тренировок мой спортивный уровень заметно поднялся, ведь на Эльбрусе крутые склоны и много внетрассового катания,- говорит Кирилл.
Поддержка острова
В октябре 2013 года Кирилл работал и тренировался в известном сахалинском спортивно-туристическом комплексе "Горный воздух". Там его и застала весть о том, что сноубординг включен в программу ХI зимних Паралимпийских игр в Сочи.
- Я в ту же минуту решил - это мой шанс, - вспоминает Кирилл Финкельман.
Подняться на олимпийскую высоту ему помогали десятки людей. Через пару недель у Кирилла с отцом были авиабилеты, а в загранпаспортах стояли шенгенские визы.
В Европе спортсмен прошел строгую отборочную комиссию, которая сказала ему свое профессиональное "да".
- Кирилл - первый в истории Паралимпийских игр сноубордист с ДЦП. У него в соперниках были спортсмены на протезах. Но им-то кататься несомненно легче, - говорит старший Финкельман.
Когда в Сочи шли заезды сноубордистов, на Сахалине был вечер, и весь остров, затаив дыхание, болел за Кирилла.
Он не поднялся на пьедестал. Поддержка тысяч земляков была для него самой большой наградой. Позднее он скажет: "Для меня само участие в Паралимпийских играх - уже победа".
Тот год стал для Финкельмана счастливым. Кирилл встретил свою судьбу. С Александрой они познакомились в Интернете, после непродолжительной переписки решили встретиться. Признается - волновался страшно.
Взаимная симпатия переросла в чувства, и Саша стала его женой.
- Кирилл ее влюбил в себя. Покорил своим духом, характером и бесконечной надежностью, - с уверенностью говорят друзья паралимпийца.
В декабре 2014 года у Финкельманов родилась Сонечка.
- Когда ее в роддоме первый раз увидел, то сразу понял - красавица, а не какой-то там красный комочек, - широко улыбается счастливый отец.
Кроме велосипеда и сноуборда Кирилл покорил параплан и квадроцикл. Говорит, что за ощущение полета можно отдать если не все, то многое.
Сегодня Кирилл Финкельман заочно получает высшее образование, работает программистом и тоскует по горам - у него мало времени на тренировки.
Источник: Российская Газета