Валерий Рухледев: Сурдлимпиада поднимет спортивный престиж России
Один из немногих россиян, стоящих у руля международных спортивных организаций, Валерий Рухледев в эксклюзивном интервью
— Меня избрали на пост в июле 2013-го, и я сразу приступил к тому, что считаю главным — налаживанию тесного сотрудничества с Международным олимпийским комитетом. К настоящему моменту удалось проделать большой объем работы, и уже можно сказать, что в МОК нас заметили. Например, летом прошлого года глава международного комитета Томас Бах пригласил меня стать членом рабочей группы по разработке стратегического плана «Олимпийской повестки-2020». К моему удивлению, это первый подобный случай за всю историю сурдлимпийского движения, ведущую отсчет с 1924 года. За прошедший отрезок времени нам удалось войти в тесный контакт с МОК, и это идет на пользу обеим сторонам.
Кроме того, мы ведем переговоры и с международными федерациями по различным видам спорта. Уже подписаны договоры о сотрудничестве с дзюдоистами и тхэквондистами, в стадии заключения соглашение с баскетболистами. В дальнейшем мы планируем иметь подобные документы с федерациями по всем дисциплинам, входящим в сурдлимпийскую программу. Это обеспечит нам поддержку в развитии спорта глухих, в том числе и финансовую. На полученные деньги мы будем готовить тренеров, специализирующихся на работе с сурдлимпийцами, и квалифицированных арбитров, знающих нашу специфику.
— Почему вы решили претендовать на «пост № 1» в сурдлимпийском движении?
— Я давно занимаюсь международной работой, причем не только спортивной — например, принимал участие в разработке Специальным комитетом ООН Международной Конвенции о правах инвалидов, и в нее включено немало статей, посвященных людям с нарушениями слуха. Их количество в мире от года к году растет — на данный момент уже свыше 80 миллионов, а спорт глухих долгое время существовал фактически на любительском положении. В какой-то момент мне стало ясно — для того чтобы изменить сурдлимпийское движение к лучшему, мне нужно его возглавить. Сделать это вышло с третьей попытки — в 2005 году в Австралии и в 2009-м на Тайване мне выиграть выборы не удавалось. Международный спорт глухих с начала 70-х годов прошлого века неизменно возглавляли англосаксы. Поэтому можете представить, насколько тяжелыми были предвыборная кампания и само голосование.
— История о вашей победе на выборах, прошедших на Конгрессе МКСГ в Софии в 2013 году, уже успела стать легендарной. Можете вспомнить, как это было?
— На пост главы МКСГ, помимо меня, традиционно претендовали кандидаты из США и Великобритании, причем действующий президент Крейг Кроули в первом раунде набрал наибольшее количество голосов. Ажиотаж в зале был невероятный. А во втором туре при подсчете вперед мы выходили поочередно. Был момент, когда я заметно отстал, но в концовке мне неожиданно удалось опередить фаворита. Причем поддержка некоторых стран оказалась для меня сюрпризом. Я в первый момент даже растерялся. А британцы вообще пребывали в шоке — они были уверены в победе. Но соперники нашли в себе силы меня поздравить, хотя даже улыбаться не могли.
— C 2001 года Всемирные игры глухих официально именуются Сурдлимпиадами. Можно ли ждать переименования МКСГ в Международный сурдлимпийский комитет?
— Наша цель — подписание с МОК Меморандума о взаимопонимании, подобного тому, что заключил Международный паралимпийский комитет. На основании этого документа все члены МОК признают паралимпийское движение. У спорта глухих подобного соглашения никогда не было — ни один из моих предшественников не ставил такой задачи. Хотя мы давно считаемся организацией с олимпийскими принципами, а во время Сурдлимпиад флаг МОК поднимают вместе с флагом МКСГ. Бах недавно упомянул, что меморандум может быть подписан в обозримом будущем. Международное признание очень важно для всех нас. Это сложный вопрос, но если мы не прекратим работу, то добьемся своего. После этого можно будет ставить и вопрос о переименовании.
— Известно, что около 20 лет назад была предпринята неудачная попытка объединить сурдлимпийское и паралимпийское движения. Идея изначально была обречена на провал или в ней было рациональное зерно?
— На упомянутом заседании рабочей группы МОК вновь обсуждался вопрос о включении спорта глухих в программу Паралимпийских игр. Мне удалось убедить присутствующих, что этого делать нельзя, и объяснить, почему. Наша позиция: люди с нарушениями слуха — особая группа среди лиц с ограниченными возможностями. Внешне и по физическим данным мы почти ничем не отличаемся от обычных спортсменов, но в то же время имеем значительные проблемы с коммуникацией. Нам требуется больше времени на решение различных, в том числе технических вопросов.
Спортивный мир глухих самостоятелен, обособлен и един в стремлении показать высокие результаты в ходе соревнований любого уровня. Объединение с паралимпийским движением приведет к исчезновению спорта глухих. Они в силу своих физических возможностей могут и должны тренироваться и соревноваться так же, как и обычные спортсмены, в противном случае значительных спортивных результатов ожидать не приходится. Возьмите, к примеру, Норвегию — раньше сурдлимпизм там активно развивался, а после слияния с местным паралимпийским комитетом все сошло на нет — сейчас ни одного глухого атлета на международных соревнованиях не увидишь. В 1995 году я был простым делегатом на конгрессе МКСГ, и мне врезалось в память — когда встал вопрос об объединении с паралимпийцами, все как один проголосовали против. У нас свой путь, и мы будем по нему идти. Конечно, МПК в силу отсутствия проблем с коммуникацией во многих вопросах оказался куда проворнее нашего комитета. Но мы позаимствовали кое-что из их опыта и обязательно это используем.
— Довольны ли вы ходом подготовки к первым в истории России Сурдлимпийским играм, которые примут Ханты-Мансийск и Магнитогорск?
— Как вы помните, зимняя Сурдлимпиада-2011 в Словакии оказалась сорвана, поэтому одним из пунктов моей программы на выборах было проведение Игр в России. Я обратился к руководителям нашего государства с этим вопросом, и благодарен, что к моей просьбе отнеслись с пониманием. Ведь это, помимо прочего, и дальнейшее повышение международного авторитета России в области спорта. Подготовка идет полным ходом, я всем доволен, у нас отличное взаимодействие с оргкомитетом, который возглавляет министр спорта Виталий Мутко, и с губернатором Югры Натальей Комаровой.
— Как, на ваш взгляд, сказался на зимних Сурдлимпиадах вынужденный восьмилетний перерыв?
— Несмотря на такую длительную паузу, зимние сурдлимпийские виды спорта развиваются, число участников растет. Если в Словакию собирались прибыть 23 команды, то на данный момент у нас есть заявки уже от 28 стран. Это о многом говорит.
— Приедет ли на зимние Игры руководство МОК?
— Бах пообещал мне, что посетит следующие летние Игры, которые в 2017 году пройдут в Турции. В Ханты-Мансийск планирует приехать делегация во главе с председателем комитета МОК «Спорт для всех» Сэмом Рэмсэми и многие другие члены олимпийского движения, а также глава ОКР Александр Жуков. Они, помимо прочего, примут участие в работе Конгресса МКСГ, который состоится перед началом Игр.
— Стоит ли ждать, что в ближайшем будущем Россия примет и летнюю Сурдлимпиаду?
— Это было бы очень интересно, но выиграть это право достаточно сложно — конкуренция всегда очень высокая. Если нам удастся на высоком уровне провести зимние Игры, а меня в 2017 году переизберут на второй срок, можно попытаться включиться в борьбу.
— За счет каких видов спорта может быть расширена программа Игр, как летних, так и зимних?
— Среди летних дисциплин это, к примеру, гольф, триатлон, самбо — на недавний международный турнир в России, к моему удивлению, прибыли представители сразу восьми стран. У зимних — биатлон, столь популярный в Ханты-Мансийске. Также есть такие виды спорта, как шахматы и мини-футбол, соревнования по которым проходят в закрытых помещениях. Поэтому их тоже можно включить в программу зимних Сурдлимпиад для повышения количества участников и зрительского интереса.
Антон Бабошин
________________________________________________________________________________________