Американскому спринтеру-ампутанту запретили бегать со здоровыми атлетами. Липер уже обжаловал решение CAS
В паралимпийском спорте происходят нешуточные вещи с продолжателем дела Оскара Писториуса, который соревновался наравне с обычными легкоатлетами. Американец Блэйк Липер родился без обеих ног, но никогда не позволял себе лениться. А в 2008 году увидел по телевизору южноафриканца и решил, что должен заниматься бегом гораздо больше. Естественно, чтобы поехать на Олимпиаду.
Мотивация Липера оказалась такой мощной, что уже в 23 года он получил право выступать на Паралимпийских играх в Лондоне. Там он не только взял две медали, но и впервые встретился с Писториусом. Они даже вместе на одном подиуме стояли. Через год американец стал чемпионом мира (пусть и в эстафете) и попутно собрал целую россыпь серебряных медалей. Его беговая карьера и дальше бы продолжала идти по нарастающей, но в дело вмешались наркотики и алкоголь.
В 2016 году Американское антидопинговое агентство (USADA) обнаружило в его анализах кокаин. Липер даже не отрицал, что злоупотреблял «запрещенкой», но не ради улучшения спортивных результатов. Чуть позже случился и откровенный рассказ об алкогольной зависимости. Так он пытался справиться со своими проблемами. За кокаин его забанили на год, а вот проблемы с выпивкой пришлось решать самому. Легкоатлет не нашел ничего лучше курсов анонимных алкоголиков. Но куда большей мотивацией вернуть себя прежнего было другое — Олимпиада-2016.
Липер задумал, что в Рио выступит вместе со здоровыми атлетами. Не обошлось, как вы понимаете, без истории Писториуса, который смог сделать это в Лондоне-2012. Ему изначально запрещали соревноваться не с паралимпийцами, потому что немецкий процессор Герт-Петер Брюггеман провел исследования и выяснил, что «пружинящие» протезы дают спортсмену преимущество перед обычными бегунами. На этом основании легкоатлетическая федерация (World Athletics) тогда и отстранила южноафриканца.
Но еще в мае 2008 года Писториус оспорил это решение в Спортивном арбитражном суде (CAS). Там постановили, что доказательства преимущества бегуна не так уж и однозначны. Однако в 2015 году World Athletics все же решила усложнить жизнь спортсменам с протезами. Организация придумала, что спортсмены сами должны доказать, что они конкурируют на равных условиях и не имеют никакого преимущества перед здоровыми легкоатлетами. Но все это было бессмысленно, потому что Липер так и не смог поехать в Рио, несмотря на выполненные критерии. Международный паралимпийский комитет (МПК) отказал ему.
«Это было тяжело. Я жил тем, что задавал себе вопросы. Когда я в 2015-м смотрел паралимпийский чемпионат мира, понимал, что должен был стать чемпионом. Было очень тяжело смотреть видео награждения, тем более я мог обогнать чемпионов. Это ранило. И я решил стать самым быстрым на земле. С ногами или без», - вспоминал Липер.
Летом 2016-го Липер вернулся на беговую дорожку. На чемпионате США он сотворил историю, став первым американским бегуном-ампутантом, который соревновался со здоровыми атлетами. В сборную он тогда не отобрался, но дошел до полуфинала и даже побил рекорд Писториуса на паралимпийской дистанции 400 метров. С каждым годом результаты Блэйка становились все феноменальнее. В 2018 году, например, на турнире в Праге он улучшил свой рекорд, а также показал четвертое время сезона в США. Даже среди олимпийцев.
Этот момент показал, что Липер давно стал круче Писториуса, но ему для полноты картины не хватало лишь Олимпиады. Когда в январе 2018-го МПК ввел новые технические требования к инвентарю, у американца опять начались проблемы. Он выступал на протезах неподходящей длины. Липер надеялся, что это лишь временные сложности, но все оказалось куда сложнее. Ему запретили соревноваться. Пришлось даже обращаться в CAS, чтобы получить разрешение выступать в Токио. Вот только суд оказался непреклонен.
Арбитры посчитали неубедительными аргументы Липера о том, что правила федерации придуманы для дискриминации спортсменов с ограниченными возможностями. CAS согласился и с тем, что протезы Липера делают его на 15 см выше, что дает преимущество перед другими атлетами. Хотя юристы американца и пытались убедить суд, что решение World Athletics основано на «расистских правилах» МПК о допустимом росте в стоячем положении. Якобы у афроамериканских спортсменов размеры тела отличаются. Вот только доказательств этому Липер и его команда не предоставили.
Спринтер все же не теряет надежды и надеется поехать на Игры, чтобы посоревноваться с обычными легкоатлетами. Он уже обжаловал решение CAS в Верховном суде Швейцарии. Осталось дождаться результатов.