Брумель Валерий Николаевич. Легенда спорта

3 Октября 2012
Брумель Валерий Николаевич. Легенда спорта

Людям, чья молодость пришлась на 60-е годы прошлого века, не надо даже заглядывать в советский энциклопедический словарь, чтобы вспомнить о коротком, но ярком периоде, когда Валерий Николаевич Брумель имел не меньшую известность, чем такие звезды спорта тех лет, как Власов, Пеле, Яшин.

Родился 14 мая 1942 г. В детские годы ничто не предвещало Валерию блестящей спортивной карьеры – у него не было никаких данных, чтобы стать великим спортсменом. Только главные особенности характера всегда выделяли его – честолюбие и целеустремленность, а еще умение ставить перед собой цель и непременно до нее добираться. Повезло ему и на наставников в те, далекие уже, годы, когда он начинал свое приобщение к спорту. Валерий всегда помнил и отмечал своего первого тренера, учителя физкультуры ворошиловоградской средней школы № 17 Г.Е. Головина. Этот человек научил Валерия верить в самого себя и в людей.  

Когда будущему великому спортсмену исполнилось 13 лет, над ним "сжалился" П. С. Шеин и взял в спортшколу, хотя туда принимали только с 14-ти. Сам тренер недавно закончил институт и был специалистом по метанию молота, но сумел поднять Валерия до солидной высоты, а затем понял, что Брумелю нужно тренироваться у специалиста по прыжкам в высоту. Несколько месяцев Валерий тренировался у Г. И. Оббариуса, но тот больше специализировался на подготовке десятиборцев, поэтому Валерий решил двигаться дальше.

В числе побед Брумеля есть и добытая в шестиборье на всесоюзных зимних соревнованиях, но его все же манила высота, и в начале 1960 года, уже будучи победителем Всесоюзной спартакиады школьников и рекордсменом страны среди юношей с результатом 201 см, он приезжает в Москву и начинает тренироваться у В. М. Дьячкова.

Через полгода Валерий устанавливает свой первый всесоюзный рекорд – 217 см. Его берут на Олимпийские игры в Рим. Берут, в общем-то, третьим номером после Р. Шавлакадзе и В. Большова


В это время взошла "звезда" высотника из США Д. Томаса. Будучи лишь на год старше Брумеля, он сумел за короткое время довести мировой рекорд до отметки в 222 сантиметра и приехал в Рим явным фаворитом, но случился конфуз – его опередили Шавлакадзе и 18-летний Валерий. По попыткам чемпионом Олимпийских игр стал грузинский спортсмен, Брумель занял второе место. Казалось бы, успех – тем более, что его брали на Олимпийские игры для того, чтобы он набрался опыта. Ан нет – Валерий счел это неудачей. В сердцах даже швырнул на землю свою серебряную медаль. Тогда никто еще не догадывался о том, что начинается короткая, но яркая эпоха в этом виде легкой атлетики – эпоха Брумеля.

В этом же 1960 году Валерий еще трижды улучшает всесоюзный рекорд, доведя его до 220 см, а в следующем он уже штурмует мировой. В те годы судьба часто сводила в одном секторе Брумеля и Томаса – ежегодно летом проходили матчи по легкой атлетике СССР – США, а зимой для выступлений в открытых чемпионатах США отправлялась "бригада" из нашей страны. Брумель ехал соперничать с Томасом, а прыгун в длину И. Тер-Ованесян – со своим постоянным соперником Р. Бостоном. Компанию нашим прыгунам составлял бегун на средние дистанции из Ленинграда В. Булышев.

В начале 1961 года Валерий выступает на всесоюзных зимних соревнованиях в Ленинграде и устанавливает рекорд – 225 см, но это мировой рекорд для закрытых помещений, а в середине июля, в Москве, он преодолевает планку на высоте 223 сантиметра и возвращает на родину мировой рекорд. В течение двух с половиной месяцев он устанавливает три мировых рекорда, и по аналогии с Гагариным, совершившим в апреле этого же года свой полет, Брумеля называют "космическим" прыгуном. В декабре мировая спортивная общественность признала 19-летнего Валерия лучшим спортсменом планеты 1961 года.

003.jpg

В 1962 году Брумель выигрывает чемпионат Европы и устанавливает еще два мировых рекорда. Вновь его признают лучшим атлетом мира. В 1963 году во время матча СССР – США перед десятками тысяч зрителей он в Лужниках в шестой раз бьет мировой рекорд, подняв его до уровня в 228 сантиметров. Когда его в третий раз признают лучшим спортсменом мира, это становится тоже своеобразным мировым рекордом – ведь в этом году блистал Яшин, которого признали лучшим футболистом Европы, в полную силу выступал Власов, гремело имя Валерия Попенченко, но лучшим из лучших стал Брумель.  

Казалось бы, жизнь улыбалась, все отлично было и в спорте, и в любви – он женится на С. Лазаревой – мастере спорта по художественной гимнастике. На первой странице обложки журнал "Огонек" поместил их фотографию. Наступает 1964 год – впереди Олимпийские игры в Токио. Золотую медаль в прыжках в высоту все заранее отдают Брумелю, и он ее завоевал, но путем больших усилий – на детской для него высоте сорвал две попытки – сказалось и напряжение предыдущих сезонов, и трата энергии в не совсем спортивных делах, но талант взял свое – за победу на Олимпийских играх заслуженного мастера спорта Валерия Брумеля наградили орденом Трудового Красного Знамени.

В 1965 году Брумель не проигрывает ни одного соревнования. Он был известным автолюбителем и в 60-е годы ездил на «Волге», «Понтиаке» и «Мерседесе». 4 октября 1965 г. попал в автокатастрофу на мотоцикле. Почти четыре года провел в больнице, из-за сложного перелома ноги перенес десятки операций. Ушла жена, отвернулся от "отработанного материала" тренер.

 Надо было чем-то зарабатывать на жизнь. На руках у Валерия остался сын. Пенсия великого спортсмена на тот момент составляла 160 рублей. На костылях Валерий закончил институт, и только профессор из Курска Г. А. Илизаров поставил его на ноги. Это было в шестьдесят восьмом. В декабре Валерий начал тренироваться, а в июне 1969-го преодолел 206 см. В 1970 году он прыгнул на 2,09 м. Продолжал тренировки, перегрузил ноги, и, в результате – травма уже другой ноги. Опять операции. Пришлось оставить спорт. Стал литератором – его перу принадлежат стихи, пьесы, киносценарий, в 1979 году был опубликован его роман "Не измени себе", впоследствии переведенный на семь языков. Его автобиография легла в основу сюжета очень популярного в семидесятые годы художественного фильма 'Право на прыжок', где Валерий выступил в роли одного из авторов сценария.

В его гостеприимном доме частенько собирались друзья — Юрий Сенкевич, Инна Ульянова, Владимир Высоцкий, Майя Плисецкая. Пели песни, играли в карты — Валерий, по воспоминаниям близких людей, был азартным человеком. В возрасте пятидесяти лет Валерий Николаевич женился снова, в семье родился сын Виктор. Последние годы своей жизни Валерий Брумель посвятил его воспитанию.


В 1987 году в Риме ему была вручена золотая памятная медаль ИААФ как лучшему прыгуну за 75-летнюю историю существования этой организации. В 1992 году он стал обладателем серебряной Каравеллы Колумба – приза Джованни Гамборо. Мировой рекорд, установленный Валерием Брумелем 39 лет назад, улучшен лишь на 17 см.

26 января 2003 года великий российский спортсмен скончался.


Достижения

Мировые рекорды

2,23 м. Москва 18 июня 1961
2,24 м. Москва 16 июля 1961
2,25 м. София 31 августа 1961
2,26 м. Пало-Альто 22 июля 1962
2,27 м. Москва 29 сентября 1962
2,28 м. Москва 21 июля 1963

Олимпийские игры
Серебяный призёр, олимпийские игры 1960 (Рим, Италия)
Золотой призёр, олимпийские игры 1964 (Токио, Япония)


Николай Адамов


Вокруг трона не спеша...



И сейчас Валерий, который в следующем году будет отмечать свое 60-летие, поражает спортивной выправкой. Как ему удается поддерживать физическую форму в таком состоянии? - с таким вопросом обратился наш корреспондент к "молодому" отцу.

- Я просто не расставался со спортом все эти годы, - ответил он, - хоть и вынужден был закончить свои выступления в большом спорте из-за сложнейшего перелома ноги в автокатастрофе в 23 года. Но еще лет 6 боролся за возвращение на свой прежний уровень. Пусть мне это не удалось, но прыжки под 2 метра 10 сантиметров на ноге, которую хирурги собирали буквально по частям, неподвластны многим и здоровым.

  После тридцати из спортивных дисциплин больше предпочитал шахматы, где добился неплохих успехов. Было дело, играл и с Талем, и со Спасским, но физическую форму всегда поддерживал со знанием дела. Мой тренер, с которым я вышел на рекордные рубежи, - Владимир Михайлович Дьячков, был профессором, доктором наук, знал о спортивной подготовке в различных режимах практически все, и этот багаж знаний передал мне. Хирург Гавриил Илизаров, поставивший меня на ноги и с которым мы преподнесли миру новый уникальный способ лечения переломов с наращиванием костной ткани, тоже дал мне немало для понимания биохимических процессов, происходящих в организме человека.

  Конечно, спортом я уже занимался далеко не так, как в молодые годы, - увлекся литературным трудом, у меня вышло несколько книг, работал над сценариями, пьесами. Кстати, я не сторонник зарядки. Утренние нагрузки, по-моему, только разряжают, расслабляют. Я и в спортивные годы без зарядки обходился - такие нагрузки были в процессе тренировок, что утром и не тянуло к активности: надо было проснуться, расходиться, а уж потом... И сейчас тренируюсь больше в удовольствие, а строгий режим удовольствия лишает.

  Правда, выступаю в ветеранских соревнованиях. Причем с самого их зарождения у нас в стране. Но больше на старой закваске. Для того, чтобы брать полтора метра, большего и не надо. От этой высоты выброс адреналина небольшой. Так, отметиться, проверить себя, что мышцы и связки еще держат.

  В печати часто встречаются упоминания о моих братьях - журналисты дотошно интересуются моей биографией. Но из активного спортивного возраста они уже вышли. А вот моему младшему сыну всего 9 лет. Я сам начал заниматься с двенадцати, считаю, не поздно, если через 4 года у меня уже было мировое достижение среди юношей - прыжок на 2 метра. А Витя пока занимается только музыкой - он у меня саксофонист, как Билл Клинтон. Со спортом знаком, но понемногу: что-то со мной делает, что-то в играх, что-то на уроках физкультуры... Хотя на детских стартах, которыми открываются наши ветеранские соревнования, может обогнать не только сверстников. Но я его не напрягаю, не хочу, чтобы он пресытился занятиями раньше, прежде чем начнет в них что-то понимать.

  Серьезно заниматься, я думаю, он будет все же легкой атлетикой. Это интеллигентный вид спорта, да и развитие физическое дает самое лучшее.

Сможет ли он выйти на мой уровень? Не знаю, в мои времена проще было. И с местом для занятий, и с тренерами классными. Я ведь до мастера спорта не в Москве "вырос", в периферийном, что называется, городе. Но там и стадион современный был, и манеж для зимних тренировок. А теперь стадионы, манежи под рынки отдали, тренеры уходят из спорта на лучшие заработки.

Вите моему и с генетикой повезло, и подсказать могу, но сам тренировать не возьмусь - не было практики. Но если подыщу хорошего тренера, тогда можно будет порассуждать и о преемственности...