Чемпионка Дарья Пикалова (Стукалова): «В Воронеже было сложно тренироваться»
Многократный призер Паралимпийских игр и чемпионатов мира из Воронежа Дарья Пикалова (до замужества Стукалова) два года назад переехала в Москву и выступает за московскую сборную. В столице Дарья рассказала о возвращении на мировую арену после трехлетней «изоляции», о своей свадьбе и планируемом уходе из спорта.
О подготовке в «изоляции»
– Дарья, из-за допингового скандала вы не выезжали на чемпионаты мирового уровня три года. Для спортсменов это огромный срок, за который можно потерять форму. Чем занимались в этот период?
– Продолжала тренироваться, но не так усердно, как когда мы участвовали во всех мировых соревнованиях и Паралимпиадах. Занятия были не каждый день. Лично мне сложно тренироваться во всю силу, когда нет мотивации. Я такой человек: вижу цель – иду к ней, а здесь цели конкретной не было. Мы не знали, допустят ли нас вообще снова на мировую арену. Сколько лет эта изоляция продлится – этот вопрос мучил всех. Были мысли: а вдруг это надолго, и придется заканчивать спортивною карьеру, так больше никогда и не выехав на мировой чемпионат.
– А когда вы узнали, что российской паралимпийской сборной снова открыли путь на соревнования мирового масштаба?
– В феврале этого года. И тогда я возобновила регулярные тренировки, стала возвращать былую форму. Но стопроцентной гарантии, что я попаду на чемпионат мира в Лондон, все равно не давали. Возникли сложности с проверкой на допинг. Надо было сдать два теста за полгода, но аккредитация на чемпионат закрывалась раньше. То, что я точно еду в Лондон, узнала только в июне.
«Эйфории от возвращения не было»
– Наверное, когда приехали в Лондон, эмоции захлестнули…
– Эйфории не было. Только огромное чувство ответственности, ведь я на протяжении шести лет не проигрывала на таких соревнованиях и понимала, что снова нужно выиграть, чтобы не понижать планку. Но взять «золото» в этом году не удалось.
– Однако вы вернулись из Лондона не с пустыми руками. У вас «бронза» и «серебро». К тому же, согласно паралимпийскому положению, чемпионы и серебряные призеры получают право выступить на XVI Паралимпийских летних играх 2020 года в Токио. Разве этого мало?
– Я привыкла быть первой. Было давление и внутри команды, и со стороны моего тренера и тренеров сборной. Тяжело. Буду честной: я элементарно не справилась с эмоциями. Некоторым, может, уже надоело, что я постоянно выигрывала, и они были рады моему провалу.
– Вы считаете «бронзу» и «серебро» чемпионата мира личным провалом?
– Отчасти да. У меня до призовых мест были заплывы, где я пришла пятой и дважды четвертой. Четвертое место – самое обидное в спорте, потому что медаль была так близка, но ты ее упустил. От призового третьего места меня всегда отделяли сотые секунды. К концу чемпионата уже мало кто верил, что я смогу оказаться в призерах. Меня и на эстафету не сразу поставили, хотя я была достойна в ней участвовать. Но в эстафете мы взяли «бронзу», а на следующий день на дистанции 50 м вольным стилем я стала второй. И, да, как вы уже сказали, второе место на чемпионате мира дает лицензию на Паралимпийские игры, а это главные соревнования для всех паралимпийцев.
«К Токио готовлюсь физически, морально и психологически»
– Вы уже приступили к подготовке к Паралимпиаде в Токио?
– Да, делаю работу над ошибками. Провал в Лондоне – хороший урок, я получила новые знания и опыт. Впереди большая работа над собой – не только физическая, но еще тактическая и психологическая. До Паралимпиады поеду на несколько важных турниров, в том числе чемпионат Европы. Эти соревнования как генеральная репетиция перед самыми важными стартами.
– Два с половиной года – большой срок в спорте. Многое изменилось за это время в паралимпийском плавании?
– Конечно! Российская сборная обновилась примерно на 70%, пришло много молодых спортсменов. В других командах тоже заметила изменения. Кто-то из моих соперниц, с которыми мы боролись за «золото», ушли из спорта, а их места заняли сильные девочки. Я имею в виду спортсменок из Австралии, США, Германии, Италии.
«До свадьбы встречались семь лет»
– Вы вышли замуж и сменили фамилию, хотя весь спортивный мир знает вас как Стукалову…
– Для моего мужа этот вопрос был принципиален. Фамилия – формальность. Главное – результат.
– Расскажите о своем супруге. Он тоже спортсмен?
– Его зовут Александр. В прошлом пловец, сейчас работает массажистом в Федеральном медико-биологическом агентстве России. Мы познакомились, когда Саша заканчивал карьеру пловца, а я была только в начале спортивного пути. Мы встречались семь лет, то есть наши отношения из юношеских переросли во взрослые. И два года назад он сделал мне предложение. Мы поженились в Москве 1 сентября 2018 года.
– По этой причине вы и переехали из Воронежа в Москву и теперь выступаете за московскую сборную?
– Да. К тому же для спортсмена в Москве намного больше возможностей. В Воронеже, например, в последнее время были сложности с подготовкой. Доходило до того, что мы приходили в бассейн с папой, который тренировал меня всю мою спортивную жизнь, и нам говорили, что для нас нет дорожки. Или могли папу на тренировку не пустить. Здесь таких проблем нет, я занимаюсь в удобное для меня время.
«Хочу быть хорошей мамой»
– Дарья, планируете ли вы детей? Или пока только спорт в приоритете?
– Когда рожу, со спортом точно закончу, потому что хочу проводить время с ребенком, а не оставлять его на бабушек, теть и нянь. А родить, сделать перерыв и потом восстанавливать форму, когда твои соперники тренировались без остановок, – очень сложно. В плавании нельзя позволить себе пропустить два-три года. Поэтому сейчас я буду готовиться к Паралимпийским играм 2020 года, а после них уйду из спорта.
– Чем займетесь после ухода из плавания?
– У меня два диплома о высшем образовании. Хотелось бы попробовать себя на тренерской работе. Но пока предпочитаю не заглядывать так далеко. Сейчас все мысли о подготовке к Паралимпиаде.
Справка
Соревнования под эгидой Международного паралимпийского комитета (IPC) проходили в Лондоне с 9 по 15 сентября 2019 года. Этот чемпионат мира – возвращение российских паралимпийцев в мировой спорт после трехлетнего перерыва. В 2016 году – за месяц до Паралимпиады в Рио-де-Жанейро – глава Международного паралимпийского комитета Филипп Крейвен объявил об отстранении российской сборной из-за допингового скандала.
Дарья Пикалова (в девичестве Стукалова) – серебряный и трехкратный бронзовый призер Паралимпиады в Лондоне в 2012 году, многократная чемпионка мира и Европы, заслуженный мастер спорта по плаванию среди спортсменов с нарушением зрения. Выступает в классе S13 (нарушение зрения). До 2018 года тренировалась в Воронеже под руководством своего отца Сергея Стукалова, сейчас живет и тренируется в Москве.