Покорили Альпы! Незрячие спортсмены из Петербурга повторили подвиг Суворова
Питерские скалолазы Андрей Гостев, Сергей Шарапов и Дмитрий Неуступкин повторили знаменитый переход русских войск под руководством Александра Суворова через Альпы. Вы не заинтригованы? Напрасно! Мужеством этих людей можно только восхищаться. Шарапов и Гостев — слабовидящие, Неуступкин — незрячий, но это не помешало им без инструктора по альпинизму покорить Альпы.
Самое сложное — выйти из четырех стен
Российские паралимпийцы и легкоатлеты все еще не реабилитированы. И никто не знает, когда это произойдет. В такой ситуации легко опустить руки. Бросить заниматься своим любимым делом. «Ребята, нужно бороться, несмотря ни на какие трудности! Все не зря!» — такой посыл хотели донести до спортсменов герои нашего материала. Стали думать, как это сделать. Вспомнили Александра Суворова. Великий полководец не потерпел ни одного поражения. Перешел через Альпы. А мы сможем?
Скалолазанием Андрей Гостев и его товарищи по команде занимаются в клубе «Масштаб плюс». Организация, которой руководит сам Андрей, устраивает для слабовидящих и незрячих поездки за город, путешествия на тандемах и походы в горы. «Самое сложное — выйти из четырех стен, где в основном находятся люди нашего положения. У меня тоже были ситуации, когда казалось, что все. Потом думаю: ’’Если не я, то кто?’’» — рассказывает Андрей Гостев.
Год назад он и его друзья посмотрели фильм «Суворов. Альпы. 200 лет спустя». Связались с создателями, узнали контакты нужных людей в Швейцарии, получили необходимые инструкции и карты.
Все было готово к путешествию, как вдруг серьезно заболел инструктор по альпинизму Николай Зверев. Он должен был сопровождать представителей паралимпийских видов спорта и быть переводчиком. Ждать его или нет? Отменять поход все же не стали. Трио петербуржцев на 90% было уверено, что справится. По горам уже ходили, друг друга знают.
Начали 26 июля. В Петербург вернулись 10 августа. За все время прошли по горам 200 километров, оказались на высоте 2450 метров. За спиной рюкзак весом 20 килограммов. Больше в лоукостере нельзя провезти. Спальный мешок, надувной коврик, провиант, одежда, палатка, аптечки, телефоны, фотоаппараты, гаджеты. И горелка, конечно.
Передвигались путники друг за другом. Впереди штурман Сергей Шарапов, который видит лучше всех. За ним след в след шагал Андрей Гостев, который видит только силуэт впереди идущего. Это максимум, что позволяет зрение. У Андрея тяжелое нарушение зрения. Иногда даже не удается разглядеть пальцы на вытянутой руке.
Все, что делал Андрей, он озвучивал Дмитрию, шагавшему позади. В гору, кстати, идти легче, чем с горы. Почему? На спуске легче оступиться и полететь.
Стойте! Полиция. Как это вы не видите?
Самым трудным спуском оказался именно тот, что изображен на картине Василия Сурикова. Паникс — сложнейший перевал.«Представьте картину Сурикова ’’Переход Суворова через Альпы’’. Вверх идет каменистый склон, а внизу — пропасть. Ширина тропы примерно полтора метра, — рассказывает Андрей Гостев. — В этот момент важно прижиматься ближе к склону, который находится слева. Сейчас там есть цепь, за которую можно держаться рукой. Беремся за нее и идем гуськом. Небыстро, друг за другом. Вправо нельзя ни при каких условиях! Если что, падаем влево. Но никто не падал».
— Как быть, если оступишься?
— Сразу становишься неуверенным и начинаешь медленнее идти, даже в тех местах, где можно не перестраховываться. От этого даже больше устаешь. В эти моменты главное — никого не подгонять. Мы хоть еще немного видим красивый пейзаж, а вот Дмитрию посложнее. Надо в таких условиях сохранять самообладание, а когда ты все время спотыкаешься, кайф сомнительный. Но он как-то так, ничего», — вспоминает Андрей.
Не обошлось без курьеза: путники случайно сошли с тропы. Потерялись. Поняли, что что-то не так, когда оказались на хайвее, по которому ездили только машины, постоянно сигналившие путешественникам.
— Мы с рюкзаками, куда-то бежим. А как выйти? Трасса на высоте, уйти с нее невозможно. Через километр нашли все-таки место. Так как у нас есть навыки скалолазания, мы слезли с этого хайвея, — говорит Андрей. — А потом нас поджидали полицейские. Сказали, что по хайвею ходить нельзя. Проверили документы. Когда узнали, что мы не видим, были в шоке».
С полицией все уладили. Альпы покорили. Значит, все было не зря. Осталось чувство удовлетворения и один жизненный вывод. «Когда поднимаешься в горы, думаешь: нам сейчас здесь тяжело гнать себя вперед, а Суворову еще побеждать надо было. Главное, чтобы в наше время было побольше таких Суворовых на местах. Чтобы каждый качественно занимался своим делом», — отметил Андрей Гостев в конце разговора. Он уже точно стал Суворовым в своем деле.