Все новости

Паралимпиец Роб Джон хочет устроить забег в память о жертвах Бостонского теракта

29 Апреля 2013
Паралимпиец Роб Джон хочет устроить забег в память о жертвах Бостонского теракта

Потерявший в Афганистане ноги морской пехотинец хочет пересечь всю Америку

Кто такой Роб Джонс? Солдат Корпуса морской пехоты США. Он воевал в Афганистане, где стал жертвой, приблизительно такой же взрывчатки, как та, что была использована братьями Царнаевыми на финише Бостонского марафона. Произошло это в 2010 году. Врачи ампутировали обе его конечности выше колена.

Итак, Роб стал инвалидом? Нет, он стал надеждой спортсменов-паралимпийцев. В октябре Роб намеревается пересечь всю Америку от Атлантического океана до Тихого, от Бар-Харбора, штат Мэн, до Сан-Диего (штат Калифорния). В его маршруте значится и Бостон. Роб надеется, что одолеет этот маршрут, составляющий более 4500 миль за четыре месяца. Средством передвижения, которое выбрал этот безногий морской пехотинец, будет… велосипед!
 
Пересечение Америки от океана до океана не первый спортивный проект Роба. 27-летний Джонс в августе прошлого года вместе со своей напарницей и тоже безногой Оксаной Мастерс завоевал бронзовую медаль на летних Паралимпийских играх. В ходе тренировок к трансамериканскому пробегу Роб совершает поездки по пересеченной местности. Он несет свой велосипед и укладывает его в автомобиль. Затем едет к выбранному для тренировок месту. Меняет свои автопротезы на велопротезы, выгружает велосипед из машины и начинает тренировку. Все это Роб проделывает исключительно сам, без чужой помощи.
 
Роб надеется, что в результате своего трансамериканского вояжа ему удастся собрать на благотворительные цели миллион долларов. Деньги пойдут в фонд на помощи раненым морпехам, а также в копилку «Коалиции салюта героям Америки», которая помогает инвалидам овладевать ездой на велосипедах. «Я хочу, чтобы люди знали о моей способности обходиться без ног. Я хочу вызывать у них позитивную реакцию Я хочу, чтобы люди говорили: «Если этот безногий парень способен на такое, то и я должен попробовать последовать за ним», — говорит Джонс.
 
Джон надеется, что и марафонцы — жертвы бостонского теракта, «научатся понимать», что их травмы не конец их спортивной карьеры. Сам он недавно впервые пробежал половину традиционной марафонской дистанции. «Черт знает что, — вспоминает он об этом. — Ведь я до этого даже будучи с ногами, никогда не бегал! И вдруг пробежал на протезах 13 миль. Для этого ты должен принять решение в твоем сознании, что ты способен на это и сделаешь это». Он говорит, что бег отличается от езды на велосипеде, но главное — решимость. И скорость.
 
Пол Мартин, житель штата Массачусетс, перекочевавший в Колорадо в 1992 году после дорожной катастрофы лишился левой ноги ниже колена. Но Пол стал бегать марафонские дистанции и увлекся триатлоном. Мартин участвовал в шести Бостонских марафонах. Его лучшее время 3 часа 24 минуты и 49 секунд (в 2004 году). В соревнованиях по триатлону «Железный человек» Пол участвовал десять раз. И знаете, что его больше всего радует в этих обоих соревнованиях? То, что с каждым годом он все меньше, именно меньше, становится объектом внимания зрителей! «Сейчас на старты подобных соревнований выходят до двухсот таких как я инвалидов», — говорит он, не скрывая своей радости.
 
В чем причина такой «массовости»? Ну, разумеется, в прогрессе в области протезных технологий. Тот же Мартин бежал свой первый марафон на протезах, сделанных для ходьбы. Спустя несколько лет он перешел на беговые протезы. «Как только я их опробовал, я тут же воскликнул про себя: «Ведь это какая-то фантастика!» — вспоминал Мартин. Протезная технология, по его словам, шагнула вперед по сравнению с 1992 годом на несколько световых лет. (Мартин потерял ногу в 1992 году.)
 
Расширилась паралимпийская сеть. Американский фонд «Спортсменов, которым судьба бросила вызов», некоммерческая организация в Сан-Диего, начала свою деятельность в 1994 году, располагая капиталом в $49000. А вот уже в прошлом году этот фонд раздал 1200 грантов на $19 млн.
 
И все-таки для большинства спортсменов с ампутированными конечностями главная проблема заключается не в физических трудностях, а в психологических и отчасти логистических. Они должны переучиваться на «другой» бег или велоспорт. Они должны обзавестись необходимым оборудованием, что и сложно, и дорого. Да и медицинские страховки покрывают лишь протезы для ходьбы, но не для спорта.
 
И, тем не менее, если вы спросите таких спортсменов, что есть главное в их жизни, то они, скорее всего вам ответят: «Вера». Роб Джонс, когда его безногого доставили из Афгана в Национальный военно-медицинский центр имени Уолтера Рида в штате Мэриленд, говорил, что он никогда не сомневался в своей способности «выдюжить». Он считает, что «ампутация лишь еще ярче выявляет тебя как личность. Если твой настрой позитивен, ты становишься суперпозитивным. Но если ты циник, то я тебе не пожелаю быть ампутантом». Циники, продолжает Роб, будут удивлены, видя его пересекающим Штаты на велосипеде, пересекающим «страну, которой я честно послужил». Он уверен в том, что «на это же может быть способна вся наша страна и все мы объединимся ради этой цели… Если мы станем единым целым, то найти деньги уже не будет проблемой. Ведь нас триста миллионов».
 
Сейчас Роб Джонс и Пол Мартин заболели одной и той же мечтой — вывести на старт Бостонского марафона 2014 года 176 ампутантов по числу раненых в результате теракта Царнаеых. Эти 176 паралимпийцев образуют команду под названием «Бегай снова». «Это будет нашим вызовом — нас не остановить!»
 
Еще два десятилетия назад найти 176 ампутированных марафонцев было бы просто невозможно. Сейчас такое планируют загодя. Время бежит, и люди, лишенные ног, полны решимости поспевать за ним. Спортсмены-единицы поднимают спортивную массу, а та — народ. И тоже от Атлантического океана до Тихого… А как обстоят дела в России от Калининграда до Владивостока? Как обстоят дела с протезным бизнесом? Как обстоят дела с благотворительностью под девизом «Бегай снова»? У меня нет на сей счет точных данных. Но одно могу сказать: не только спортсмены-инвалиды, но и просто спортсмены, особенно высокого класса, пользуются зарубежным инвентарем.
 
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.
Источник: mk.ru