амбэк с того света. »стори€ того, кто потер€л ноги, но не т€гу к победам

 амбэк с того света. »стори€ того, кто потер€л ноги, но не т€гу к победам
15 јвгуста 2022

Ќеделю назад великий италь€нский гонщик и паралимпиец јлессандро ƒзанарди, на которого, кажетс€, кто-то наложил прокл€тье из несчастных случаев, вновь оказалс€ в больнице - из-за пожара в собственном доме.   счастью, на этот раз он серьезно не пострадал - однако то, что происходило с ним раньше, иначе как дуэл€ми со смертью назвать сложно.

“е, кто начинал смотреть гонки "‘ормулы-1", как и большинство фанатов этого вида в –оссии, в начале 90-х, конечно же, помн€т его. ¬ 1993 году, выступа€ за далеко не топовый в то врем€ "Ћотус", јлессандро ƒзанарди регул€рно попадал в дес€тку сильнейших. ѕо нынешней системе можно было бы сказать - "в очки". Ќо тогда их начисл€ли только лучшим шести гонщикам этапа, поэтому у него в общем зачете только один балл - за шестое место на √ран-при Ѕразилии.

Ќаверное, один из немногих случаев, когда ƒзанарди о чем-либо жалел, - как раз то самое выступление за "Ћотус". ƒело в том, что в межсезонье накануне чемпионата-1993 он исполн€л функции тест-драйвера в "Ѕенеттоне". ≈сли бы осталс€ в этой роли, скорее всего, стал бы в 1994-м напарником будущего чемпиона мира ћихаэл€ Ўумахера. Ќо талантливый пилот подписал контракт с "Ћотусом", где его возможности были сильно ограничены.

¬прочем, и там ƒзанарди продолжил бы прогрессировать, если бы не первые в его жизни про€влени€ прокл€ть€ несчастных случаев. ¬ его велосипед врезалс€ пожилой водитель и переехал его левую ногу. Ќесмотр€ на перелом нескольких костей, ƒзанарди прин€л участие в следующей гонке в √ермании. ј затем в тренировочной сессии √ран-при Ѕельгии он попал в страшную аварию. “олько чудом он отделалс€ сотр€сением - но сезон дл€ него был, конечно, закончен.

¬осстанавливатьс€ ƒзанарди продолжал и в начале следующего, 1994 года. ¬ернулс€ на п€том этапе - √ран-при »спании. Ќо серьезных успехов достичь не смог - лишь однажды финишировал в дес€тке лучших, а в половине гонок сошел с дистанции. Ќа два √ран-при его вообще заменили "платным пилотом" - ‘илиппом јдамсом. –азочарование, которое, возможно, было усилено страшными событи€ми того сезона - гибелью в ходе одного гоночного уик-энда сразу двух пилотов - јйртона —енны и –оланда –атценбергера - привело к тому, что в 1995 году он подписал контракт в серии CART.ќ том, какую роль в его судьбе сыграет это решение, ƒзанарди узнает много позже. —ледующие же несколько сезонов италь€нский пилот наслаждалс€ успехами. 15 побед, 28 подиумов - и любовь болельщиков. Ќа волне этих достижений ƒзанарди даже попыталс€ вернутьс€ в "‘ормулу-1". Ќо ставка ‘рэнка ”иль€мса, подписавшего с ним трехлетний контракт, не сыграла.

¬ первом же сезоне - 1999 года - все оказалось против ƒзанарди. » проблемы с болидом, причем различного характера, и банальное невезение, и его собственные ошибки. ¬ то врем€ как его напарник по "”иль€мсу" –альф Ўумахер посто€нно билс€ за подиум, куда дважды даже сумел подн€лс€, италь€нец в дес€ти гонках сошел, в оставшихс€ шести не подн€лс€ выше седьмого места, набрал ноль очков - и контракт с ним был расторгнут.

≈стественно, ƒзанарди обратил свой взор туда, где ему сопутствовала удача - на серию CART. ¬ сезоне-2000 он выступал тестовым пилотом, а в следующем году подписал контракт с командой Mo Nunn. ќднако войти второй раз в ту же реку италь€нцу не удалось. Ќи чемпионств, ни подиумов у него не было. ј в сент€бре 2001 года произошло то, что изменило его жизнь навсегда.

Ёто случилось через четыре дн€ после страшных терактов 11 сент€бр€ в Ќью-…орке. √онка серии на "Ћаузицринге" в √ермании была под вопросом - в то врем€ все спортивные меропри€ти€ в —Ўј отменили, в знак поддержки во многих странах часто делали так же. ќднако в итоге организаторы решили провести гонку. ¬ пам€ть о погибших и пострадавших они убрали с машин все спонсорские логотипы и заменили их на американские флаги.

"я стартовал в хвосте, но машина работала превосходно, и € пон€л, что гонка дл€ мен€ будет прекрасной, - вспоминал в автобиографии ƒзанарди. - ¬скоре € выбилс€ в лидеры и начал отрыватьс€.  оманда идеально сработала на пит-стопе, оставалось всего 13 кругов до финиша, и € подумал: "я выиграл! „ерт возьми, € выиграл гонку!"

Ќо спуст€ считаные секунды произошла трагеди€. ¬ыезжа€ с пит-лейна, ƒзанарди не справилс€ с управлением на непрогретых шинах, и его автомобиль развернуло пр€мо на траекторию несшегос€ с огромной скоростью канадца ѕатрика  арпантье. ќн-то сумел отвести свой болид от столкновени€ - но вот мчавшийс€ следом со скоростью почти 300 километров в час его соотечественник јлекс “аль€ни, который просто не видел помеху, сделать этого уже не успел.

"ѕомню крики людей после столкновени€, - писал ƒзанарди. Ц —ледующее в пам€ти - как мо€ жена ƒаниэла зовет мен€ по имени. Ёто было уже через неделю. я лежал с нестерпимой болью и не мог подн€ть голову, мое тело было утыкано трубками и проводами. ” мен€ было больше телеметрии, чем у машины "‘ормулы-1". »менно тогда € узнал от ƒаниэлы, что потер€л обе ноги. ¬ерите или нет, это был хороший день. ѕо крайней мере, € узнал, что жив. ≈сли бы € увидел кого-то после такой аварии без ног раньше, € бы подумал: лучше уж умереть, чем жить в таком виде. Ќо узнав, что € сам осталс€ без ног, € пон€л, что это была сама€ маленька€ из моих проблем".

ѕомимо ног ƒзанарди потер€л еще и 75 процентов крови. Ќо насто€щей хорошей новостью дл€ него были слова врачей о том, что остатков его ног хватит дл€ установки протезов. ќднако стандартные образцы ему не подошли. “огда италь€нец смастерил свои собственные искусственные ноги. ƒоктора сказали ему - сможешь ходить и делать многое из того, что ты делал в обычной жизни. Ќо ƒзанарди уже на этапе конструировани€ провел массу опытов по созданию таких протезов, которые позволили бы ему управл€ть автомобилем.

Ќеверо€тно, но уже через два года он вернулс€ на злополучный "Ћаузицринг". ≈му позволили проехать символические 13 кругов, которых тогда ему не хватило до победного финиша. ¬рем€, которое он показал, к слову, было отличным, оно позволило бы ему квалифицироватьс€ с п€той позицией на старте. Ќо, закрыв таким образом своеобразный гештальт, в CART ƒзанарди не вернулс€ - а подписал контракт с командой BMW, выступающей в чемпионате мира в классе "“уринг".

"—начала люди говорили Ц его возвращение похоже на маркетинговый ход, - говорил ƒзанарди. Ц ќни перестали это говорить, когда € выиграл в 2005 году свою первую гонку. —начала мои оппоненты держались в отдалении от бампера моей машины, бо€сь столкновени€. ѕосле того, как € начал побеждать, они перестали это делать".

», конечно же, в тот момент ƒзанарди понимал, что выступает примером дл€ многих людей с ограниченными возможност€ми. " огда мне предложили провести тестовые заезды в болиде "‘ормулы-1" "«аубер", мне поначалу было неудобно ей управл€ть с моими протезами. » тогда € сказал - давайте € уменьшу ноги! - рассказывал италь€нец. - — 44-го размера € помен€л ступни на 36-й. ћне кажетс€, это хороший пример того, как современные технологии помогают нам справл€тьс€ с трудност€ми. ≈сли люди без ног видели, как такой же, как они, человек управл€л машиной "‘ормулы-1", то, наверное, они больше не будут жить пассивно и хот€ бы сами станут ходить в ближайший магазин".

Ќо возвращени€ в автогонки ƒзанарди было мало. ќн обратил внимание на паралимпизм - и всерьез зан€лс€ хендбайком. ≈стественно, поставил перед собой самые высокие цели. ¬ 2007 году финишировал четвертым в Ќью-…оркском марафоне, в 2009-м выиграл чемпионат мира, а в 2012-м в Ћондоне стал двукратным паралимпийским чемпионом в шоссейной гонке и гонке с раздельным стартом по паравелоспорту. ≈ще две золотые и две серебр€ные медали ѕаралимпиады ƒзанарди завоевал в –ио-2016.

1809268408_0_0_2908_2048_640x0_80_0_0_bb4ac5672bd1f80b77535f04d0b6d9e1.jpg

ƒругим увлечением дл€ экс-гонщика стал триатлон. ¬ 2018 году ƒзанарди установил в »талии мировой рекорд в категории Ironman дл€ людей с ограниченными возможност€ми. ¬добавок показанное им врем€ стало п€тым в общем зачете на тех соревновани€х. “рудно сказать, какие еще высоты покорил бы неутомимый спортсмен, если бы не еще одна страшна€ трагеди€ в его жизни. ¬ июне 2020 года во врем€ велопробега по обычным дорогам ƒзанарди потер€л управление хендбайком и столкнулс€ с грузовиком.

  счастью, врачам и на сей раз удалось спасти его жизнь, висевшую на волоске. ћного мес€цев он находилс€ в коме и перенес несколько операций, в том числе по восстановлению лица. ¬ декабре 2020 года сообщалось, что к италь€нскому спортсмену вернулись зрение и слух, он начал реагировать на вопросы окружающих. ¬ начале 2021 года ƒзанарди снова стал говорить, а в декабре вернулс€ домой, где продолжил реабилитацию.—ейчас великому спортсмену 55 лет. “рудно сказать, вернетс€ ли он на большие арены, все-таки возраст уже постепенно берет свое. Ќо только возраст. ѕод гнетом обсто€тельств ƒзанарди никогда не прогибалс€, доказав это всей своей жизнью. » не прогнетс€.

»сточник




 оротка€ ссылка на новость: https://rezeptsport.ru:443/~UDn3Q

‘отоальбомы